| О сайте | Новости | История | География | Культура и мифология | Костюмы | Музыка | Ссылки

 
 

 

Ирландский костюм 5-10 вв. Н.Э.

Основными элементами древнего ирландского костюма для людей высших классов является Leine и brat. С небольшими изменениями они существовали начиная с самых первых исторических записей и вплоть до 16 столетия. Есть предположение, что Leine возникли под влиянием Римской империи, но мне кажется вероятным, что римляне взяли одежду более приспособленных к условиям Северной Европы "варваров", которые приобрели в последующие года большое влияние в Империи.

Туника (Leine)

Leine (произносится как Лей-на) в древней Ирландии в ранних источниках (между 5 и 10 веком Н.Э.) - длинный полотняный халат, не слишком широкий, длиной до щиколоток и украшенный вокруг шеи, запястий и по подолу вышивкой с орнаментом. МакКлинток сообщает, что он имеет сходство с джеббабом (арабской одеждой). Он мог иметь рукава, или быть безрукавным. На рисунках Leine часто бывает длиной до колен и перевязывается поясом (поэтому Leine, носимые мужчинами иногда путают с килтом) (H.F. McClintock, Old Irish Dress, p. 2). Может быть открытым сверху до талии, но большинство изображений показывают только шейный вырез. Вырез может быть круглым, квадратным или V- образным. Иногда Leine описывают как culpatach, что значит капюшон, это означает, что у него есть воротник (culpait) достаточно большой, чтобы использоваться в качестве капюшона (McClintock, Old Irish Dress, p. 13). Leine носили как женщины, так и мужчины, причем у женщин оно было немного длиннее. Длинный Leine почти всегда изображался вместе с brat и никогда не носился отдельно. Также нет изображений Leine, носимого с trews или Inar.
Leine иногда может быть короче чем до щиколоток; похоже, что это свидетельство более низкого статуса владельца, т.к. такая одежда не стесняет движения при работе. Физический труд привел к укорачиванию одежды (Dunleavy, p 17)
Некоторые изображения показывают рабочих и крестьян в одежде, напоминающей короткий килт, имеющий вышивку по нижнему канту. Тем не менее, наиболее вероятно рисунки изображают Leine, со сброшенной верхней частью, чтобы не стесняла движения и для охлаждения во время работы. Это говорит о том, что шейный вырез Leine достаточно большой и позволяет владельцу продевать в него все тело, так, что он свисает вокруг талии. Один рисунок показывает, что ворот достаточно открыт, чтобы сделать это. (Dunleavy, p. 4)
Leine, описанный в Книге Келлов имеет высокий шейный вырез, слишком узкий, чтобы сбросить верх одежды для работы. Рукава узкие и закрывающие руки. Длинные, струящиеся рукава Leine из 16 века - более поздняя разработка.

Отделка: Leine обычно описывается как gel или яркий. Вероятно использовалось светлое цветное полотно. Некоторые виды Leine, показанные в Книге Келлов имеют различные цвета, включая ярко синий или зеленый. Полотно не очень хорошо берет краску, и большинство цветов - это светлые, а не интенсивные темные цвета, которые мы можем достичь современными химическими красками, за исключением пигментов, полученных из индиго и марекс (пурпурный). Книга Келлов похоже указывает на вышивку или тканные бордюры вокруг шеи, запястья и подола.

Плащ (brat)
brat (произносится "брат") - прямоугольный шерстяной плащ, носимый на плечах, подобно шали и/или прикрепленный брошью на груди или правом плече. brat кажется достаточно просторным, чтобы быть прямоугольным, и достаточно обширным, так что он оборачивался несколько раз вокруг шеи владельца, причем большая длина указывала на высокий статус владельца. Иногда brat описывается как "пять оборотов" (Gantz, p. 157), но нам точно не известно, как это делалось. Иногда они изображались так, как будто имели нечто вроде капюшона или плащ закалывался так, что часть его была над головой как капюшон.
Вероятно, использовались и другие формы brat'а, хотя трудно подтвердить это рисунками -- одна форма похоже имеет отверстия, сквозь которые можно достать оружие, не отвязывая плащ. Некоторые указывают на более современные формы - полукруг с нижней границей параллельно земле, с или без капюшона (Dunleavy, p. 3) Изображаются, как короткие, так и длинные мантии. Укороченные brat'ы носились с trews. Женщины обычно изображены, носящими длинный brat.

Отделка:
В отличие от полотна, шерсть очень хорошо берет краску и потому brat достаточно яркий и красивый. Обычно окрашен однотонно, с обрамлением другого цвета. Это обрамление могло быть выткано вместе с brat на ткацком станке или сделано вручную отдельно и могло включать серебрянные и золотые нити. Возможно украшения включали в себя аппликации и гобеленовые узоры. (McClintock, Old Irish Dress, P. 15). В основном упоминаются яркие цвета,чаще всего пурпурный, темно-красный, и зеленый. Также были описаны синий, черный, желтый, пестрый (что собственно может означать клетчатый или шотландку), серый, крапчатый и полосатый (McClintock, Old Irish Dress, p. 14) brat иногда описывался как "Пушистый": женщина, котрая входит в Дом Да Дерга в одноименной истории описана, как носящая пушистый и полосатый brat. (Gantz, p. 76). Некоторые плащи более поздних периодов имеют множество тканных элементов, так, что выглядели как ковры. Также, возможно, что ткань делалась с коротким ворсом, так, что brat напоминал современные шерстяные одеяла. В Книге Келлов и других рукописях, тем не менее нет изображений мантий с кистями.

КИЛТОВ НЕ БЫЛО!
Один из мифов, сопровождающий кельтское общество заключается в том, что ирландцы использовали килты. Но доказательств этому не обнаружено. Для подтверждения существования килтов приводились различные скульптуры; тем не менее, большинство авторитетов (включая H.F. McClintock) заявляют, что на изображениях показана одежда - Leine, собранная вокруг талии (см. как мои вышеуказанные комментарии по поводу Leine, так и различные статьи по Шотландскому костюму 1100-1600 вв). Килт возник в Шотландии около 1600 г., когда шотландцы стали обматывать свой brat вокруг пояса. Это было сделано для того, чтобы отличать шотландцев от ирландских солдат в Ульстере. Ниже - Плита Cross of Muiredach, вызвавшая множество споров.

Куртка (Inar)
На рисунках и барельефах солдаты изображены в облегающих тело куртках с рукавами или без, длиной до талии, закрепленные на груди брошью. Куртка носилась с парой штанов, всегда без Leine. Куртка с высокой талией 16 века похоже более поздняя разработка. Один из изображенных солдат одет в одежду с рукавами до середины предплечья и штаны. Рукава на одежде другого доходят до запястья. (Dunleavy, pp. 21, 22)

Штаны (Broc):
Штаны в Ирландии обычно изображаются на солдатах, которые носили их с короткой курткой. Штаны обычно узкие, иногда короткие - выше колен, иногда на несколько дюймов ниже колена, иногда покрывают всю ногу. Иногда украшены вертикальными линиями. Иллюстрация в Книге Келлов изображает солдат, носящих короткую зеленую куртку с узкими рукавами и круглым воротом и ярко синие штаны. Длина штанов - чуть выше щиколотки, они имеют линию, проходящую по внутренней стороне ноги, подобно современным брюкам для верховой езды. Линия под коленями, возможно, обозначает подвязку. (McClintock, Old Irish Dress, p. 5; Dunleavy, p. 21, 22) Это подтверждается в описании прибытия Гаральда Гилля, сына короля Магнуса Барефута и ирландской женщины , который впоследствии стал королем Норвегии. Его одежду описывают так: "Он был одет в рубашку и штаны, которые завязывались лентами под подошвами, короткий плащ, на голове его была ирландская шляпа, в руке он держал копье." (McClintock, Old Irish Dress, p. 5)

Другие формы штанов:
в Cross of Muiredach (10й век) солдаты изображены, носящими полосатые штаны, длиной самое большее до середины бедра. (Dunleavy, p. 21) Солдат из Книги Келлов 800 гг. (зеленая куртка, синие штаны) Среди людей, носящих штаны - колесничие, королевская стража, сборщики налогов, привратники и разведчики. Короли и другие знатные лица обычно изображаются, носящими Leine.

Пояс (crios)
crios представляет собой обычно кожаный или тканый пояс. Обычно был ярким и переливчатым. Предназначался не только для того, чтобы поддерживать Leine, но и носить различные предметы, какие обычно использовали в средневековье.

Обувь:
Вопреки распространенному мнению хождение без обуви не является универсальным кельтским признаком. The Rule of Ailbe of Emly говорит: "Неважно, стал ли человек аскетом, он никогда не должен ходить босым" (Dunleavy, p. 20)
Более подробно об ирландской обуви см. Ирландская обувь раннего средневековья

 

 

Авторское уведомление:
Автор этой работы сохраняет полное авторское право на этот материал. Разрешается использование и распространение дословно копий этого документа для некоммерческих частных научно- исследовательских целей. Это уведомление сохраняется на всех копиях и распространяется как на оригинал текста, так и на перевод.

Назад


Clothing of the Ancient Celts / Ireland, ca. 5th - 10th c. AD- Copyright 1997, M. E. Riley
Перевод: Copyright 1999, Б.Г. Стратилатов.
 
Сайт создан в системе